Зима ассоциируется у большинства водителей не только со снежными заносами и скользкой дорогой, но и с другими неудобствами. Среди последних многие называют проблемы запуска двигателя в сильный мороз и долгое прогревание салона транспортного средства. Главная неявная проблема зимней эксплуатации – негативные последствия «холодного пуска», которые проявляются усиленным износом двигателя.

Предпусковой подогреватель или автозапуск что выбрать

Решить проблему холодного салона можно с помощью отапливаемого гаража/стоянки, установкой в автомобиль предпускового подогревателя двигателя или автосигнализации с автоматическим/дистанционным запуском двигателя. Продлить жизнь двигателю помогают системы предпускового подогрева (самые известные - Webasto и Eberspacher). Выбор между системами автозапуска двигателя и предпусковыми подогревателями требует четкого понимания преимуществ и недостатков каждого из решений.

Сравнительная таблица предпусковых подогревателей двигателя и систем автозапуска двигателя.

Система предпускового подогрева

Автозапуск двигателя

Совместная установка (Webasto + автозапуск)*

Надежность и безопасность

Высокая

Высокая

Высокая

Влияние на ресурс двигателя

Позитивное

Нейтральное

Позитивное

Дополнительный расход топлива

до 0,5 л/ч

В среднем от 0,8 л/ч (зависит от характеристик двигателя)

До 0,5 л/ч

Влияние на аккумулятор

Разряжает

Заряжает

Разряжает/заряжает (в зависимости от режима работы)

Комфорт зимой

Прогрев салона

Прогрев салона

Прогрев салона

Комфорт летом

Не влияет

Охлаждение салона

Охлаждение салона

Эффективность для современных дизельных двигателей

Эффективно

Не эффективно

Эффективно

Стоимость

Выше, чем у систем автозапуска

Доступная

Доступная

Время прогрева двигателя (примерно)

30 минут

15 минут

15-30 мин

Время прогрева салона (примерно)

60 минут

30 минут

30-45 мин

Сервисные функции (подогрев сидений, заднего стекла, лобового стекла-электро, руля)

Только обогрев стекол подогретым воздухом системы отопления салона

Подогрев стекол (в т.ч. заднего), сидений, руля и др.

Все сервисные функции

Управление с мобильного телефона

Доступно (с дополнительным оборудованием)

Доступно (для некоторых систем только с дополнительным оборудованием)

Доступно (для некоторых систем только с дополнительным оборудованием)

* - Совместная реализация функций возможна в случае установленного еще на конвейере предпускового подогревателя, в котором нужно всего лишь реализовать функцию автозапуска.

Расшифровка параметров

Надежность

Системы автозапуска двигателя практически не отличаются по аппаратной части от автосигнализаций, в связи с чем их надежность не может вызывать сомнений. Более сложные предпусковые подогреватели могут выйти из строя, но, как показывает практика, соблюдение правил эксплуатации обеспечивает срок службы сравнимый со сроком службы самого автомобиля.

Безопасность

И система автозапуска двигателя, и предпусковой подогреватель одинаково безопасны при условии качественных комплектующих и профессионального монтажа. Они не могут стать причиной возгорания. Единственное, о чем необходимо помнить, - это о наличии выхлопных газов в процессе работы этих систем.

Влияние на ресурс двигателя

Холодный запуск в сильный мороз связан с плохим смазыванием (с понижением температуры ухудшается текучесть масел) и, соответственно, с ускоренным износом деталей двигателя. Прогревание двигателя позволяет улучшить смазывание и нормализовать зазоры между деталями, существенно уменьшая износ двигателя. Предпусковые подогреватели полностью решают проблему «холодного старта», в то время как системы автозапуска не способны поднять температуру двигателя до включения стартера. Вместе с тем, автозапуск можно использовать для поддержания температуры двигателя выше определенного значения, но это будет связано с большим расходом горючего и длительной работой вхолостую.

Дополнительный расход топлива

Получасовой прогрев двигателя с использованием системы автозапуска требует для ДВС рабочим объемом 2,0 литра в среднем около полулитра топлива. Предпусковые подогреватели мощностью 5,0 кВт потребляют почти такой же объем топлива в течение одного часа.

Влияние на аккумулятор

Для работы предпусковых подогревателей двигателя требуется электроэнергия, источником которой в большинстве случаев служит штатная аккумуляторная батарея автомобиля. При использовании автозапуска двигатель работает в обычном режиме, а вырабатываемое генератором электричество заряжает аккумуляторную батарею.

Комфорт летом

Предпусковой подогреватель не связан с системой кондиционирования воздуха в салоне, в связи с чем его использование летом для улучшения удобства эксплуатации автомобиля не имеет смысла. Запущенный системой автозапуска двигатель делает возможной работу всех систем транспортного средства, в том числе и кондиционера.

Комфорт зимой

И предпусковые подогреватели, и системы автоматического/дистанционного запуска позволяют прогревать салон автомобиля, обеспечивая удобство эксплуатации автомобиля зимой.

Эффективность для современных дизельных двигателей

Современные дизельные двигатели очень медленно нагреваются в процессе работы на холостых оборотах без нагрузки, в связи с чем использование систем автозапуска для прогрева может не иметь смысла. Предпусковые подогреватели эффективно прогревают ДВС любого типа.

Стоимость

Стоимость систем предпускового подогрева от известных производителей составляет 35 – 50 тысяч рублей, что обходится владельцу значительно дороже, чем реализовать функцию автоматического/дистанционного автоподзавода двигателя 13 - 20 тысяч рублей.

Время прогрева двигателя и салона

Время прогрева ДВС и салона зависит от многих факторов. В оценке эффективности работы предпускового подогревателя важнейший параметр – рабочий объем двигателя. Для автозапуска важны характеристики каждого конкретного двигателя. В среднем работа на холостых оборотах позволяет прогреть мотор и салон в два раза быстрее, чем с помощью Вебасто.

Сервисные функции

Генератор работающего двигателя вырабатывает электричество, что позволяет использовать любое электрооборудование автомобиля, в том числе электроподогрев зеркал, стекол, кресел, руля и др. Косвенная функция, доступная с установкой предпусковых подогревателей, - обогрев стекол автомобиля теплым воздухом из дефлекторов обдува.

Управление с телефона

Современные GSM-сигнализации с функцией автозапуска и отдельные GSM-модули позволяют реализовать управление прогревом двигателя через телефон. Передовые телеметрические (телематические) системы позволяют управлять Webasto и автозапуском с помощью приложения для смартфона.

Вывод

Системы автозапуска двигателя способны обеспечить водителям дополнительный комфорт эксплуатации автомобиля зимой. С этой же целью можно установить предпусковой подогреватель – более дорогой, но и более экономный, а также помогающий максимально сохранить рабочий ресурс двигателя автомобиля. Платежеспособным автомобилистам и владельцам транспортных средств с предустановленными подогревателями двигателя можно рекомендовать гибридную систему «предпусковой подогреватель + система автозапуска», объединяющую все преимущества двух решений в одном.